Настольная игра Го

Настольная игра Го

Настольная игра Го

Го относится к стратегическим и логическим играм, таким как шахматы. Точная дата появления игры неизвестна, первые сведения появились около 4 тысяч лет назад.

Первоначально он появился в Древнем Китае и был известен только в Восточной Азии, широкое распространение во всем мире получил только в 20 веке. Популярность игры растет с каждым годом, сегодня она входит в базовые дисциплины Всемирных игр разума. Самыми сильными игроками в современном мире считаются японцы и китайцы. Программисты также проявляют большой интерес к игре, так как люди сегодня играют практически наравне с компьютерами.

Инвентарь Го

Для игры вам понадобится снаряжение в виде гобана, камней и чаш, служащих для хранения камней.

Го: правила игры

  • Гобан представляет собой поле с вертикальными и горизонтальными линиями. Пересечение линий называется точкой; противники размещают свои камни на точках во время игры. Классическим гобаном считается размер 19*19. Но в связи с тем, что игра на таком поле занимает много времени, часто прибегают к меньшим размерам: 13*13 и 9*9. Очень редко используют размеры 11*11, 15*15 и 17*17. Стоит отметить увеличенный размер поля, например, в интернете игры также проводятся на полях 37*37 линий.
  • Классические доски делают из дерева, в древности часто использовали кожу, что удобно для хранения, а игра происходила на специальных столах или на деревянных срубах. Главной особенностью гобани является форма, все новички думают, что она квадратная, но на самом деле она должна иметь соотношение сторон 15:14. Эта функция позволяет более четко видеть изображение матча во время игры.
  • Другой необходимый предмет инвентаря для игры — это камни. Камни представляют собой плитки двух контрастных цветов, обычно черного и белого. Стандартное количество камней – 361, 180 белых камней и 181 черный камень. Но в продаже его обычно видят с 360 камнями или даже с 320 камнями. 320 камней достаточно для большинства игр, но бывают редкие случаи, когда может понадобиться полный набор камней. Форма камней – это целая культура, в каждой стране предпочитают свои формы. Наиболее распространенными формами являются китайская плосковыпуклая форма и японская линзовидная форма. Линзовая форма камней является самой распространенной в мире. Камни изготавливаются из различных материалов, от пластика до драгоценных камней.
  • Для хранения камней служат специальные сосуды, которые называются чашами. Во время игры камни находятся в чаше, а захваченные камни соперника кладутся на крышку чаши.
  • Го всегда было популярной игрой среди высших слоев общества, которые играли в уникальные наборы из самых ценных пород дерева, драгоценных металлов, камней, а чаши изготавливались лучшими гончарами своего времени. Эти традиции изготовления дорогих сервизов сохранились до наших дней. Некоторые наборы имеют не только большую материальную ценность, но и являются произведениями искусства, которые хранятся в музеях и экспонируются на выставках.
  • При игре на официальных соревнованиях шахматные часы используются для контроля времени.
  • Основные правила
  • В игре участвуют два игрока, один управляет белыми камнями, другой – черными. Движения выполняются по очереди. Суть игры в том, чтобы огородить территорию, кто больше успел огородить территорий, тот и победил. Игра начинается с пустого гобана, первый ход делают черные.
  • В го есть термин гандикап, который используется при встрече с игроками разной силы и на тренировках. Самый слабый игрок всегда играет черными еще до начала игры и может разместить на доске заранее определенное количество камней своего цвета. При игре с форой белые начинают игру, так как черные уже сделали свой первый (нулевой) ход. Исключение составляют правила Инги, где черные начинают игру самостоятельно после выставления полученной форы.
  • Игрок, играющий черными, при прочих равных всегда имеет преимущество, для компенсации которого вводится правило Коми. Коми — это определенное количество очков, присуждаемое игроку, играющему белыми камнями, в качестве компенсации за первый ход черных. Обычно коми принимают как нецелое число, чтобы избежать ничьей, если счет равный.
  • На протяжении всей истории турнира количество очков у коми постепенно увеличивалось, так как право слова (первый ход) играет очень важную роль и дает значительное преимущество.
  • Во время игры камни ставятся в точки (линии пересечения). Здесь действует правило, если игрок кладет камень и отрывает руку, камень нельзя переставить. Камни, размещенные на доске, больше не двигаются, но могут быть захвачены противником, если потеряют все степени дыхания (свободы), что называется королевой. Королева - это свободные точки, расположенные рядом с камнем по горизонтали и вертикали. Группа камней имеет общую королеву и умирает, только если ни один из камней в группе не имеет королевы. Мертвые камни считаются захваченными, они убираются противником с доски, они будут учтены в конце игры при подсчете очков.
  • Запрещается совершать движения, приводящие к самоубийству камнями. Исключение составляет ситуация, когда камень берет последнюю степень свободы от своей и вражеской группы, в этом случае после хода вражеские камни убираются, а группа их камней восстанавливает дыхание. В таком случае камни должны были затаить дыхание или камень «нырнул».
  • Главный запрет – повторение позиции – правило Ко. Это правило гласит, что вы не можете сделать ход, ведущий в предыдущую позицию, за один ход до того, как ход был сделан. Но бывают ситуации, когда достигается «больше коров». То есть позиция повторяется, но происходит это не в два хода, а в большое количество ходов, и в этом случае по соглашению сторон признается ничья или игра переигрывается, в зависимости от договоренности или правила турнира.
  • Во время игры не нужно ходить, можно сделать пас и передать ход сопернику. Если оба игрока пасуют, игра заканчивается и подсчитываются очки. Подсчет очков ведется по двум системам, по одной считается только завоеванная территория плюс отвоеванные камни соперника, по другой - открытые (живые) камни плюс завоеванная территория. Выбранная система начисления очков не влияет на результат, используйте то, что считаете наиболее удобным.
  • За каждое взятое очко начисляется одно очко, а за каждый захваченный вражеский камень - одно очко. Победителем становится игрок с наибольшим количеством очков.
  • Пример скоринга на поле 9*9
  • На рисунке выше показан конец игры на поле 9х9, где очки и камни, отмеченные белым цветом, принадлежат белым, а черным – черным, при этом черные захватили 4 белых камня и убрали их с доски. Отмеченные камни убираются с доски, а освободившиеся очки передаются соответствующим игрокам. Перед процедурой подсчета примем за условие, что игра велась без форы, а коми за белых было 6,5 очков (такое значение коми наиболее характерно для гобан 9*9) с живыми камнями, черные в свою очередь с 23 очками и 19 камней. Также каждая сторона захватила по пять вражеских камней.
  • Расчет очков без учета живых камней
    • Белый: 6,5+5+20=31,5
    • Черный: 5+23=28
    • Результат: белые выиграли с преимуществом в 3,5 очка
    • Подсчет очков по живым камням
    • Белый: 6,5+20+19=45,5
    • Черные: 23+19=42
    • Результат: белые выиграли с преимуществом в 3,5 очка
  • Расчеты показали, что обе системы подсчета очков в итоге дают одинаковый результат.
  • Следует отметить, что ничья в Го не практикуется и встречается очень редко в случае возникновения «множественного ко» (вечной жизни).
  • Для исключения ничьи в го специально в коми используется нецелая оценка. А в правилах Инги, где всегда используется коми, равное 8, есть правило, которое гласит, что игрок, сыгравший черными с равным количеством очков, признается победителем.
  • При игре в турнирах имеет значение только результат игры, а не количество очков. В турнирных таблицах количество очков указывается как дополнительная информация об игре.
  • Игры в го обычно длятся довольно долго. В серьезных турнирах одна игра проводится за два дня.
  • В мире нет единых правил, поэтому перед игрой или турниром ознакомьтесь с правилами, по которым будет проходить игра. Разница в правилах несущественна и в основном затрагивает организационные вопросы и регулирует значение коми.
  • По окончании игр и турниров подсчитывается рейтинг, который показывает примерную силу игроков. Глобально стандартизированной системы оценки силы игроков в Го не существует, чаще всего используют японскую систему ранжирования. Японская система состоит из 30 кю ​​и 9 дан. Изначально игрок, изучивший правила, получает 30 кю, что в дальнейшем повышает его навыки, а его кю постепенно снижается до 1. После этого игрок получает первый дан и по мере увеличения дана лимитом считается 9 дан. Но в каждой стране своя система спортивных разрядов и рейтингов, поэтому общим критерием силы игрока можно считать его рейтинг.
  • Глядя на правила Го, может показаться, что игра довольно простая, но это далеко не так. Го имеет глубокую стратегическую основу и увлекательную тактику, на освоение которой уходят годы. Например, в Го на 4 хода может быть примерно 15,5 миллиардов различных позиций! А в шахматах после 4 полуходов может оказаться только сто тысяч позиций. Сложность игры заключается не в множестве вариантов, а в стратегических тонкостях, которые необходимо постоянно оценивать, чтобы сделать наиболее оптимальный ход. При этом в Го нет единой выигрышной стратегии, очень важно сочетать умение грамотно защищаться и атаковать, а также правильно выбирать объекты и зоны, на которые вы хотите воздействовать. При этом игра проходит на всей доске одновременно, нет разделов, которые маловажны или играют второстепенную роль.
  • В некоторых школах и клубах го рассматривают не только как игру, но и как искусство. А некоторые исследователи вообще пытаются описывать и предсказывать события, происходящие в мире, используя стратегию и категории го.
Что еще почитать:  Игра в кости Чикаго
Ссылка на основную публикацию