Настольная ролевая игра Pathfinder/Патфайндер RPG: обзор, правила, стартовый набор, фото, видео

Настольная ролевая игра Pathfinder RPG: Мир следопытов

(Last Updated On: )

Pathfinder RPG – настольная ролевая игра, родившаяся из Dungeons & Dragons 3,5 и превзошедшая ее. Она и переманила на свою сторону ее поклонников, и завела множество собственных.

коробка
Коробка игры

Об игре

Эта система также известна в среде ролевиков как «D&D 3,75». Она создана энтузиастами после того, как «D&D» четвертой редакции выстрелила не так хорошо, как хотелось бы издателям, и многим игрокам не зашла вовсе. Так как третья и трех-с-половиной редакции тоже обладали рядом недостатков, разработчики сделать свою версию, несколько измененную и дополненную.

Авторы Pathfinder Джейсон Балман, Эрик Мона и Джеймс Джейкобс, редакторы журнала о ролевых играх, начинали с написания дополнений к третьей редакции, но потом «дозрели» до создания компании Paizo Publishing и полноценной системы. Так в 2008 года появилась Pathfinder RPG.

Важная особенность системы в том, что она продолжает поддерживаться, к ней постоянно выходят новые материалы, тогда как поддержка третьей редакции «ДнД» давным-давно заброшена. На официальном сайте публикуются кампании общего сюжета развития игрового мира Голарион. Члены Общества Следопытов (Pathfinder Society) участвуют в этих компаниях и своими действиями напрямую влияют на историю мира.

К сожалению, до недавнего времени на русском языке были доступны только любительские переводы материалов. Но в 2017 году наконец вышло издание основной книги правил по RPG Pathfinder, в 2015 – стартовый набор и дополнительные «пряники» вроде ширмы Мастера, игровых полей и карточек состояний. Кроме того, для фанатов сеттинга создана карточная игра Pathfinder: Возвращение рунных властителей.

лого
Только в 2017 году вышли правила на русском языке

В чем суть игры?

Как и в любой настольной ролевой игре, в RPG Pathfinder две базовые цели:

  • прохождение квестов, заданий, победа в битвах,
  • отыгрыш персонажа и получение от этого удовольствия.
    Это тот тип игр, в которых процесс намного интереснее и зачастую важнее победы. Возможность не просто завалить монстра, как в компьютерной стрелялке, а влезть в шкуру своего персонажа и при совершении любых поступков ориентироваться не только на получение победных очков, а на его характер, мировозрение. Поступать так, как поступил бы он в данной ситуации, а не вы.

    игровое поле
    Как и в любой настольной ролевой игре, в «pathfinder rpg» необходимо не только выполнять квесты и задания, но и развивать своего персонажа

В отличие от игр живого действия, где участники шьют костюмы, делают оружие и строят замки в чистом поле, чтобы полностью погрузиться в атмосферу, в настольных ролевых играх все это придется представлять в голове, а свои действия описывать словами, вместо того чтобы махать деревянным мечом. Это большое преимущество, потому что собраться с друзьями в настольном формате куда проще, быстрее и дешевле.

Отличия от Dungeons & Dragons 3.5

Основное направление, в котором работали создатели Pathfinder, – улучшение внуриигрового баланса. Кроме того, убран ряд раздражающих моментов, что сделало игру продуктивнее и интереснее. В том числе:

  • персонажи стали получать бонусы на каждом уровне и фиты на каждом втором, фитов стало вдвое больше,
  • на создание магических предметов и ряда заклинаний больше не тратятся очки опыта,
  • убран штраф за мультикласс, но развитие в одном классе поощряется дополнительными «плюшками»,
  • персонаж не погибает при переходе через 0 хитов – у него есть еще запас, равный его Выносливости, чтобы дать фору другим персонажам его исцелить заклинанием или зельем,
  • способности классов используются чаще, эффективнее, увеличился спектр их применения,
    при переходе на эпические уровни (выше 20-го) персонажам дают очень мощные способности,
  • умеющие применять магию классы получили доступ к большему числу заклинаний,
  • мелкие навыки объединили в более крупные.

    игровые персонажи
    Эта игра доработана по сравнению с ранними аналогами

Базовые понятия

Для тех, кто начинает знакомство с миром РПГ с системы Pathfinder, сделаем краткий обзор базовых понятий.

Мастер (ДМ, Данжен Мастер, DM, Dungeon Master) – человек, организовывающий и ведущий игру. Это тот «голос свыше», который ведет игроков по истории, говорит за всех NPC, натравливает монстров и раздает награду. Ключевое правило: «Мастер всегда прав».

Персонаж (герой)– собственно тот персонаж, за которого вы или кто-то другой играете. У него обязательно есть класс, раса, характеристики, очки жизни, а также навыки, умения, спецспособности и определенное мировоззрение. В идеале еще и предыстория, как он дошел до жизни такой (квента). Компанию персонажей обычно называют партией.

один из героев
Персонаж (герой)– собственно тот персонаж, за которого вы или кто-то другой играете

NPC (Non-Player Character, непись) – неигровой персонаж, которые во множестве встречаются по сюжету. С ним можно поговорить, узнав полезную информацию, или, наплевав на социальные контакты, проломить ему голову в таверне.

Очки опыта (экспа, experience, EXP) – очки, получаемые персонажем за выполнение квестов и убийство монстров. Требуются для получения новых уровней и дальнейшего развития.

Сеттинг – мир игры, в данном случае – Голарион.

Сессия – одна встреча для игры.

Модуль – игровая история.

Правила

Перед первой игрой участникам крайне желательно прочесть одну книгу (небольшую, страниц на шестьсот:))) – «Pathfinder: Настольная ролевая игра. Основная книга правил». В ней описано, как создавать персонажа, приведены таблицы развития, повреждений, заклинания и многое другое, что невозможно охватить в статье. А также полные правила, как все это применять.

комплект
Стартовый набор

Можно поступить проще и приобрести «Pathfinder: Настольная ролевая игра. Стартовый набор». В нем вы найдете:

  • «Книга героев» с базовой информацией по созданию персонажей (64 страницы),
  • «Книга мастера» с описанием монстров, ловушек и советами, как вести игру (96 страниц),
    набор игровых костей,
  • бумажные фигурки персонажей и монстров – 80 штук,
  • 4 полностью заполненных листа персонажа и 4 пустых,
  • двустороннее многоразовое поле, на котором мастер может рисовать локации маркером.

Этого вполне достаточно для того, чтобы попробовать игру и оценить ее.

Механика

Механика основана на системе D20. Для игры используется набор из семи игровых кубиков (дайсов): четырех-, шести-, восьми-, десяти-, двенадцати-, двадцатигранный и десятигранный «процентник» (далее d4, d6, d8, d10, d12, d20 и d100).

Основной из них – d20. Эту кость бросают при совершении практически любых действий, прибавляют к результатам различные модификаторы персонажа и его вещей, отнимают полагающиеся в ситуации штрафы и смотрят, удалось ли задуманное и насколько удачно. Особый шик – выбросить «двадцатку», тогда успех практически гарантирован, да еще и с вау-эффектом. «Единица» – провал, сопровождающийся какой-нибудь гадостью.

Остальные кубики служат для наброски очков жизни (у разных классов разный дайс), повреждений от различных типов оружия и ряда других вещей. Удобно, когда у каждого игрока свой личный набор кубиков.

игровой комплект 2
Для игры используется набор из семи игровых кубиков

Создание партии

Участники делятся на две категории – один Мастер (редко двое) и игроки. Оптимальный размер партии – четыре персонажа. Если их будет меньше, ухудшится баланс и станет сложнее проходить квесты и выживать в бою. Больше – возрастает нагрузка на Мастера, вынужденного контролировать ситуацию и, при использовании стандартного модуля, вручную подбирать силу противника, чтобы игра не стала слишком легкой.

Традиционный состав партии – воин, маг, клирик и вор, как в «Pathfinder: Ролевая игра. Стартовый набор». Грубая сила, поддержка, целительство и множество мелких умений. Тем, кто играет в первый раз, рекомендуют взять именно такой набор, но допустимо создать (сгенерить) совершено любых персонажей, по базовой ли книге или расширенным редакциям.

записи
Участники делятся на две категории – один Мастер (редко двое) и игроки

Создание персонажа

У каждого персонажа есть:

  • раса,
  • класс, в рамках которого он развивается,
  • физические и ментальные атрибуты,
  • очки жизни (хиты, hit points, HP) – те очки, на величину которых персонажу могут нанести повреждения, не убив,
  • показатели атаки и защиты, в зависимости от взятого в руки оружия и надетых доспехов,
  • умения, которые могут становиться лучше с каждым уровнем,
  • навыки (особые способности, трюки),
  • спасброски (воля, рефлексы, стойкость), рассчитываемые на основании от атрибутов, уровня и класса,
  • мировоззрение (от хаотично-злого вора-убийцы-насильника до законно-доброго паладина).

Все это, а также вещи и заклинания героя записывается в Лист персонажа. В ходе игры герой получает очки опыта, повышает свой уровень, количество хитов, осваивает новые навыки и развивает умения.

персонаж 2
У каждого персонажа есть 9 показателей

Раса

В Pathfinder RPG семь базовых рас, каждая со своими особенностями. Для тех, кому их недостаточно, существует отдельная книга правил (пока только на английском), как на основе базовых создавать полукровок и заниматься прочим кровосмешением, а то и сделать собственную уникальную расу с нуля.

герои игры «pathfinder rpg»
Cемь базовых рас, каждая со своими особенностями

Дварфы

Суровая раса, обитающая в самом сердце гор. Невысокие, но крепкие телом бородатые дварфы умеют защищать свою территорию от врагов, чаще всего орков и гоблинов, не особо доверяют этим расам и предпочитают общаться с ними с помощью секиры. Честь и традиции очень важны для них (особенно традиционная кружка пива). Раса имеет бонусы к Выносливости и Мудрости и штраф на Обаяние. Дварфы медленно бегают, но умеют видеть в темноте и устойчивы к ядам.

герой 3
Дварф

Эльфы

Тонкие и звонкие обладатели заостренных ушей и чувства прекрасного. Долгоживущие и стремящиеся к гармонии с природой, эльфы часто надменны и свысока относятся к другим расам, уверенно находя контакт только с людьми, плодя полуэльфов. У эльфов увеличены параметры Ловкость и Интеллект, но урезана Выносливость. Они хорошо видят при слабом освещении и имеют предрасположенность к магии, отличное зрение и слух.

герой 4
Эльф

Гномы

Сродни феям из диких лесов с первозданными силами. Миниатюрные, около одного метра, с очень выразительной мимикой, большими глазами. Их волосы часто ярких цветов – как пурпурная листва осенью или зеленая весной. Гномы не любят оседлости и часто проводят жизнь в путешествии. Малыши, как ни странно, имеют плюсы на Выносливость, а также Обаяние. В них сложнее попасть врагу из-за маленького размера, а прячутся они отменно, издалека замечая опасность.

герой 4
Гном

Полуэльфы

Плод любви человека и эльфа, причем последние обычно оставляют дитя людям на воспитание. Объект зависти многих: живут долго, способности к магии имеют, миловидные опять же, с глазами какого-нибудь экзотического оттенка. Одновременно открытые для общения и склонные к одиночеству, не умеющие общей культуры, традиций, мировоззрения. Как разносторонне развитые личности могут взять бонус к любому атрибуту, а от эльфов им достается повышенная внимательность.

герой 5
Полуэльф

Полуорки

Как правило, плод не любви, а насилия, потому что у орков и людей с романтическими отношениями, мягко говоря, сложно. Полуорки мощные и высокие, шесть-семь футов (около двух метров) ростом, с торчащими клыками и зеленоватой или сероватой кожей. Уступая чистокровным оркам в силе, они вынуждены брать хитростью. Мир людей с трудом принимает их, и участь приключенца часто единственное, что им доступно. Им доступен бонус к одному любому атрибуту и к навыку Запугивание. Полуорки видят в темноте, а в бою не теряют сознание при 0 хитов, а могу сражаться, пока не свалятся замертво.

герой 6
Полуорк

Хоббиты (халфлинги)

Жизнерадостные, любопытные и удачливые оптимисты, хоббиты одновременно любят и домашний уют и приключения. «Половинчики» не вырастают выше трех футов (около метра), а ноги у них покрыты толстым слоем курчавой шерсти, так что на них редко можно увидеть обувь. Уши заостренные, но пропорционально не крупнее человечьих.

Хоббитам положены расовые бонусы на Ловкость и Обаяние, но Сила у них подкачала. Зато они хорошо уклоняются, прячутся и карабкаются.

герой 6
Хоббит

Люди

Самая многочисленная раса, приспособившаяся к жизни во всех уголках мира. Люди могут пойти по любой стезе: не имея особой предрасположенности ни к чему, они на старте могут взять бонус на любой выбранный атрибут, а на каждом уровне получают одну новую способность.

герой 7
Человек

Класс

У каждого класса свои бонусы к атаке и защите, способности к магии и освоению различных умений. В игре «Pathfinder» одиннадцать базовых классов. Их можно сочетать между собой, создавая мультиклассового персонажа, или взять один из нескольких десятков классов из других книг. В книге правил также есть престиж-классы, которые базируются на основных.

герои 8
В игре одиннадцать базовых классов

Варвар

Жестокие воины из диких мест, ставящие ярость боя и грубую силу выше какой-то там тактики и стратегии. У них обычно самый большой запас хитов в партии. Не ждите от варвара вежливости и знаний этикета или алхимии, но в драке (которую часто он и начинает) на него можно положиться. Его знания и умения заточены на то, чтобы выжить, в бою или дикой природе.

один из классов 1
Варвар

Бард

Певец, музыкант, фокусник, балабол и просто обаяшка. Душа партии и незаменимый кадр для налаживания социальных связей и поиска информации. Для ближнего боя хлипковат, но в случае чего сможет прикрыть спину. Отлично умеет вдохновлять своими песнями и является кладезем разнообразных знаний. И чуточку колдует.

один из классов 2
Бард

Клирик

Служитель одного из многочисленных богов, он черпает особые силы в вере и несет в массы мировоззрение своего божества. А боги могут быть очень разные – от кротких целителей до развратников и пьяниц. Но, как правило, клирик – главный целитель в партии и сила поддержки, а также мудрый дипломат.

один из классов 3
Клирик

Друид

Служитель природы, но не добрый дедушка-лесовичок, а иногда очень, очень злой, особенно когда кто-то лес и зверушек обижает. Цель друидов – природное равновесие. За поддержание его природа дарит им довольно могучие силы. Друиды хорошо ладят с животными, часто имеют животного-спутника, умеют найти единственный съедобный корешок на километр вокруг и могут заниматься целительством на досуге.

один из классов 4
Друид

Воин

Главные бойцы, которые и врагов покрошат, и своих прикроют, и себя порубить не дадут, броня-то крепка. Хитов у них чуть меньше, чем у варвара, зато на их стороне умение мастерски обращаться с боевым оружием. Сила и выносливость – их основные качества, а политесы пусть другие разводят.

один из классов 5
Воин

Монах

Местные монахи не ходят в рясах и вразумляют не словом божьим, а ударом пяткой в лоб. Сильные, ловкие, выносливые, они превращают свое тело в оружие, которым умеют крайне эффективно пользоваться. Впрочем, это не мешает им брать в руки и некоторое другое оружие, применимое в их боевых искусствах.

один из классов 6
Монах

Паладин

Рыцарь в сияющих доспехах, непоколебимый в своей вере. Не терпит зла и несправедливости. Он никогда не опустится до лжи, и его речи бывают до крайности убедительными. У игроков считается одним из самых сложноотыгрываемых персонажей, потому что многие квесты решаются хитростью, а с кристально честным паладином это будет непросто: он мало того что не врет сам, еще и не позволяет врать другим, не говоря уж о том, чтобы атаковать врага со спины.

один из классов 7
Паладин

Следопыт (рейнджер)

Опытный выживальщик и охотник, умеющий обращаться как с животными, так и с ножом и луком. Отличный разведчик, особенно когда нужно провести разведку боем. Помимо обычных приемов в драке, может выбирать отдельные типы противников и получать против них дополнительные бонусы.

один из классов 8
Рейнджер

Вор (плут)

один из классов 8
Вор

Самый широкопрофильный класс. При грамотной прокачке персонажа он может одновременно быть неплохим бойцом, хорошим социальщиком, обладать большим спектром знаний, а также искать и обезвреживать ловушки, подрезать кошельки, выбираться из захвата и пут и крутить тройное сальто в полете с высоты, не рискуя сломать ноги или шею. Большинство его умений завязаны на Ловкости.

Колдун

Развивает врожденные магические способности и становится мощной силой поддержки в бою. В его жилах течет кровь сверхъестественных существ, которая дарует ему не только магические силы, но и дополнительные особые качества, каждому - свои. Выбор заклинаний у него ограничен личным списком, который тем длиннее, чем выше у колдуна Обаяние. В ближний бой его лучше не пускать – хитов маловато.

один из классов 9
Колдун

Маг

Всю жизнь корпит над книгами, изучая одно заклинание за другим, и все равно каждый день их приходится повторять, ведь они выветриваются из головы после использования. Как и колдун, прокаченный маг работает ничуть не хуже артиллерийской установки, да и мелкое бытовое колдовство существенно облегчает жизнь партии.

один из классов игры pathfinder
Маг.

Атрибуты

У каждого персонажа в «pathfinder rpg» есть шесть атрибутов (характеристик):

  • Сила (влияет на переносимый вес, атаку, умение карабкаться и плавать),
  • Ловкость (требуется для акробатики, езды верхом, воровства, обезвреживания ловушек и вскрытия замков, для некоторых видов оружия),
  • Выносливость (влияет на количество хитов, сопротивляемость ядам, болезням, усталости),
  • Интеллект (определяет количество очков на развитие умений на каждом уровне, объем заклинаний у мага, то, сколько языков может выучить персонаж, сколько знаний освоить),
  • Мудрость (отвечает за умение врачевать, быть внимательными и проницательным),
  • Обаяние (за счет него осуществляются почти все социальные контакты).

Все умения и способности связаны со значениями атрибутов. Значение 10 и не дает ни штрафов, ни бонусов. За каждые +2 появляется 1 бонус, за -2 – 1 штраф.

Атрибуты «набрасываются» с помощью шестигранного кубика. Берут три дайса и бросают их двенадцать раз. Сумму каждого броска записывают, а потом выбирают шесть лучших результатов и распределяют их между атрибутами в зависимости от класса персонажа.

Максимальное значение атрибута на старте с учетом расовых бонусов – 20 («набросанное» – 18). Для сравнения: Сила 20 – чемпион мира по тяжелой атлетике, Ловкость 18 – Джекки Чан, Интеллект 20 – Стивен Хокинг, с Выносливостью 18 можно бить кирпичи об голову, Мудрость в 20 – да вы Далай Лама, Обаяние 20 – ангел, сошедший с небес. Но чаще все-таки встречаются атрибуты со значением 8–14.

друид
У каждого персонажа есть шесть атрибутов

Бой

Любой бой проходит пошагово. Сначала все кидают d20, чтобы определить Инициативу, порядок хода. Потом от большей инициативы к меньшей игроки объявляют свои действия, например, выстрел из лука или удар секирой. Опять кидается d20, к выпавшему значению добавляется показатель Атаки героя и вычитается показатель Защиты противника. Если атака успешна, то бросается кубик Повреждений, для каждого вида оружия свой. В ряде случаев к нему прибавляются бонусы Силы или Ловкости.

В бою возможно не только биться, но и применять магию. Но колдующим также необходимо сделать бросок, смогли ли они достаточно сконцентрироваться, чтобы посреди драки бросить во врага магическую стрелу или вылечить союзника наложением рук. Если же чародея ничто не отвлекает, то он может сотворить заклинание совершенно спокойно.

фишки с героями
В бою возможно не только сходится врукопашную, но и применять магию

Бой обычно заканчивается поражением одной из сторон, и, если команда игроков победила, то Мастер начисляет ей очки опыта в зависимости от силы противника.

Победа

Начавшаяся игра может длиться практически бесконечно. Но ее разбивают на этапы. Квест – маленькая или большая задача, которую должны решить игроки. Для выполнения квеста может понадобиться как множество боев, так и социальные взаимодействия с NPC.

Из одного или нескольких квестов состоит модуль – законченная история, серия повествования. На прохождение модуля может потребоваться от нескольких часов до нескольких месяцев.

Следующие один за одним модули объединяются в кампанию со сквозным сюжетом, которая может длиться годами. Pathfinder, как и другие RPG, создана для тех, кто ценит саму игру выше, чем окончательную победу.

игровой процесс pathfinder
Игра может длиться практически бесконечно.

Дополнительные материалы

В принципе для успешной игры достаточно базовой книги правил, нескольких листков бумаги и набора кубиков. Но различные приятные мелочи тоже могут пригодиться. В продаже на русскоязычных сайтах есть:

  1. дополнительные книги, например, «Бестиарий», где подробно расписаны монстры, которые встречаются в Голарионе,
  2. экран Мастера (цветная картонная ширма, за которой ДМ прячет листы с NPC и монстрами и свои кубики, чтобы никто не видел, какие результаты выбросил противник),
  3. наборы кубиков (у каждого игрока есть возможность обзавестись своим, «прикатанным», комплектом),
  4. готовые игровые поля для различных локаций (деревня, таверна, лес, пещера и т.п.; со временем привыкаешь держать картинку в голове, но для начинающих лучше показать на карте или хотя бы листочке в клеточку, кто где сидит, стоит или готовится ударить вас по голове),
  5. фишки монстров (просто для красоты),
  6. карточки состояний, временных и постоянных (опять же, чтобы не забывать, кто истекает кровью на поле боя, а кто сейчас вообще невидимка).
игровые атрибуты pathfinder.
Игру постоянно можно дополнять приятными мелочами,которые помогут разнообразить процесс

Кому понравится?

Pathfinder понравится любителям игр, в которых главной целью является сам процесс, а не результат. Тем, кто любит игры в жанре RPG и фэнтези-антураж. Тем, кого не пугают сложные правила, ведь они делают игру еще более сбалансированной и интересной, как будто все происходит на самом деле, а не в фантазии участников.

карты
Для любителей игр в жанре RPG и фэнтези-антуража

Pathfinder. Карточная игра

Если нет желания создавать персонажей и вникать в сложные правила, а погрузиться в атмосферу хочется, попробуйте взять набор «Pathfinder. Карточная игра» («Pathfinder adventure card game» или «pathfinder acg»). Он несовместим с РПГ-версией, но имеет с ней немало общего.

Это кооперативная игра для партии «приключенцев» (готовые карты в наличие), которые идут по истории, побеждают врагов, решают квесты и выбираются из ловушек. Опубликованный на русском языке сет «Pathfinder: Возвращение рунных властителей» предлагает большую кампания и ряд законченных сценариев. Вы сами выбираете, насколько длинной будет игра сегодня. Кроме того, в коробке лежит расширение «Pathfinder. Карточная игра. Всесожжение», а если и этого мало, можно приобрести дополнение «Pathfinder. Карточная игра. Адепты живодера».

Играть в «Pathfinder adventure card game» можно как в одиночку, так и компанией до четырех человек. Нет необходимости выбирать Мастера и придумывать сюжет – все готово, чтобы сесть и начать.

карточная версия
Набор Pathfinder. Карточная игра

Похожие игры

«Dungeons and Dragons» («Подземелья и драконы») – не просто похожая, а обратно совместимая игра (редакция 3,5). Именно на основе D&D сделана Pathfinder и именно здесь родилась система D20.

«World of Darkness» («Мир тьмы») – ролевая игра, где действие происходит в современном мире, населенном помимо людей вампирами, оборотнями, магами, демонами и прочими сверхъестественными сущностями. Механика построена на использовании кубиков d10.

«Shadowrun» («Шедоуран») – РПГ, в которой соединились киберпанк и фэнтези. Эльфы, орки, магия – и киберимпланты, нанотехнологии и транснациональные корпорации под управлением древних драконов.

Все они, как и «Пасфайндер», давно переросли формат просто игры, породив целые миры, по которым написаны книги, сняты фильмы, созданы компьютерные игры и изготовлено множество фанстафа.

Екатерина Сазанова

Приятной игры!

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен, группы ВконтактеОдноклассники,Фейсбук, Твиттер

Ставьте звездочки и пишите комментарии к статьям! Этим вы нас мотивируете к дальнейшей работе :)

Что еще почитать:  Кооперативная настольная игра Волшебник Изумрудного города
Ссылка на основную публикацию