Published: 20.07.2022 | Updated: 20.07.2022
Карточная игра «Дурак» может показаться сложной, если непонятна её суть. А она достаточно простая. Это развлечение подходит для небольшой компании – как близких друзей, так и незнакомых между собой участников. Главное, каждому из них в самом начале на руки выдаётся по 6 карт.
Далее игрокам предстоит сражаться друг с другом, выбрасывая те или иные карты. Победителей как таковых в данной игре нет. Целью является избавиться от карт и выйти из игры. А вот тот, в чьих руках к финалу останется больше всего карт, тот и получит ярлык «дурака».
Количество участников
Количество игроков | Количество карт в колоде |
от 2 до 6 | 36 шт. |
от 2 до 8 | 54 шт. |
Опыт показывает, что оптимальное количество – четверо играющих. Если их больше, игра быстро заканчивается, особенно, если используется малая колода. Таков идеальный вариант. К тому же нередко играют пара на пару, что добавляет азарта и коллективной состязательности.
Состав колоды
Все карты традиционно разделены на 4 масти (пики, буби, трефы и черви) и различаются по рангу:
-
- в малой колоде это 6, 7, 8, 9, 10, валет, дама, король, туз (всего 36 шт.);
-
- в расширенной это 2, 3, 4. 5, 6, 7, 8, 9, 10, валет, дама, король, туз и два «Джокера» (всего 54 шт.)
Джокеро в ходе игры можно заменить карту любого номинала.
Правила
Игра кочует из поколения в поколение. Регламент никто не читает и не заучивает наизусть. Однако он сохраняется неизменным на протяжении веков. Процесс наиболее увлекателен, если проходит без нарушений. Нарушителей правил, шулеров и хитрецов всегда осуждали, ведь они лишают игру той самой изюминки, когда надо лавировать между правилами, опираясь на смекалку, опыт и чутьё.
Начало
Итак, последовательность действий выглядит следующим образом:
-
- сначала всем роздано по 6 карт;
-
- затем раздающий выбирает произвольно одну карту, переворачивает её изображением кверху и кладет на середину стола;
-
- тем самым определена козырная масть текущей партии игры;
-
- козырь виден всем, оставшаяся колода лежит тыльной стороной («рубашкой») кверху, и никто не знает, какие масть и ранг у каждой следующей карты.
Кто кого
Внутри одной масти карта имеет право «бить» карту с более низким рангом. Козырные карты вправе «бить» карты других мастей любого ранга, но внутри своей козырной масти действуют общие правила (более высокая подавляет более низкую).
Наивысшим могуществом обладает козырный джокер (единственная в колоде старшая карта). Ему под силу «побить» абсолютно все карты. У остальных джокеров сил поменьше: красной масти – вправе «бить» любую карту красных мастей, чёрные «бьют» чёрных.
Бьющая карта | Кого бьёт |
2 | - |
3 | 2 |
4 | 2, 3 |
5 | 2, 3, 4 |
6 | 2, 3, 4, 5 |
7 | 2, 3, 4, 5, 6 |
8 | 2, 3, 4, 5, 6, 7 |
9 | 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 |
10 | 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 |
валет | 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 |
дама | 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, валет |
король | 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, валет, дама |
туз | 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, валет, дама, король |
джокер | любые карты «своего» цвета |
козырный джокер | абсолютно любую |
Первый ход, первый кон
Стандартное правило чаще всего принимают все желающие играть. Ходить начинает тот, у кого в первой раздаче оказался наименьший козырь. Возможны другие варианты старта – по договоренности между участниками.
На протяжении кона партии игра движется по часовой стрелке. Игрок выбрасывает карту («ходит») под того конкурента, который сидит слева от него. Тот в свою очередь старается отбиться. Другим участникам разрешается подбрасывать карты (включая козырную масть) тех рангов, которые выпали в текущей битве.
Если принимающий отбился, отбитый карты уходят в «отбой» и до конца всей игры в неё не возвращаются. Участники набирают карты из колоды. Начинается новый кон, отбившийся ходит первым. Если же отбиться не удалось, игрок забирает всю карточную массу себе, а другие участники набирают себе новые карты из колоды до 6-ти штук.
Следующий кон
Право ходить первый в новом коне получает тот, кто сидит слева от забравшего неотбитые карты. Он выбрасывает карты следующему – по часовой стрелке (как уже было сказано выше). Игрок с неотбитыми в прошлом коне картами тоже участвует. У него есть прекрасная возможность избавиться от них, именно так чаще всего и происходит. Игра длится до тех пор, пока в общей колоде не останется ни одной карты, а кто-либо из участников признан «дураком».
Без дураков
Довольно распространенный финал – ничья. Это та ситуация, когда из всех игроков к концу осталось лишь двое. Все карты одного участника покрыты картами другого участника. Таким образом, ни у кого на руках не осталось ни одной карты.
Разновидности простые и сложные
Садясь за игровой стол, участники договариваются изначально, в какого именно «дурака» они сейчас будут играть. Чтобы не получилось так, то элементы и нормы разных типов игры смешивались.
Подкидной
Самый простой вариант игры «дурака» – в подкидного. Играют по кругу один против одного. Приоритетное право добавлять карты для битья принадлежит нападающему. Другие тоже могут подкидывать, но только после него.
Переводной
Тоже играют один против одного. Но тот, кому подкинули, имеет право предъявить карту аналогичного ринга (неважно какой масти) и перевести весь комплект сидящему от него слева участнику. Ему теперь предстоит либо отбиться, либо сделать то же самое – добавить из своего арсенала карту данного ранга и снова перевести по часовой стрелке ближайшему игроку. Реально бывают случаи, когда задействованы все 4 масти и карты переводятся по кругу трижды.
Игра парами
Сложней всего играть парами, а не «один по кругу». Игроков должно быть четное количество. Например, четверо. Играют двое на двое. То есть стартуют как обычно. А в процессе игры нападающий вправе пользоваться ресурсами своего компаньона (тот может подкидывать «вне очереди» любые карты принимающему удар).
Новая раздача
Каждая партия, независимо от разновидности «дурака», состоит из нескольких конов с добором карт из общей колоды. По окончании одной партии играется следующая. Для этого заново смешиваются – тасуются – карты, оставшиеся на руках у игроков, и карты из «отбоя».