Шахматы – самая древняя и современная стратегическая игра

Шахматы - древняя игра, известна уже давно и стала настоящим "умным" олимпийским видом спорта. Популярность игры мотивирует производителей выпускать все новые наборы с красивыми досками и фигурами.

Развлечение фигурирует даже в известных фильмах, к примеру, фанаты истории о юном волшебнике со шрамом на лбу (Гарри Поттере:) после просмотра второй серии кучами начали скупать "магические" шахматные доски "как в фильме".

На рынке можно найти наборы, посвященные различным популярным кино-темам: Звездные Войны, Пираты Карибского Моря, Алиса в Стране Чудес и другие тематические сеты, созданные по мотивам известных сценариев.

Древние
Легенды о происхождении

Древние настольные игры не были похожи на привычные нам шахматы, несмотря на то, что многие из них играли на очень похожей доске.  Считается, что первый прототип, отдаленно похожий на современный вариант, появился в Индии в пятом веке нашей эры. По легенде индусов, случилось это в период правление воинственного раджа Баграма.

Он вел войны со всеми соседними королевствами и не признавал мира. Каждый новый бой был для него своеобразным развлечением. И не знал он другого досуга, кроме войны.

Бой
Бой древности на доске

Мудрецы всей Индии пытались придумать способ успокоить буйный нрав раджи, но все попытки проваливались. Тогда один из них "смоделировал" бой древности на доске, чтобы юный правитель мог вести войну, не вступая в конфликт с ближайшими государствами.

Сражения и расчетливость

В сражениях на клетках участвовали все армии Баграма: конница, пехота и даже отряды слонов. Особенностью "первых шахмат"  было участие двух игроков и их равные силы, поэтому победить мог только самый умный игрок с развитым стратегическим мышлением. Теперь правителю требовалась не только отвага и рвение, но и расчетливость.

Баграм

Баграму понравилась такая игра. Он отдал приказ всем своим поданным, чтобы те научились этому развлечению и могли вести шахматные бои со своим правителем. Раджа спросил мудреца Назиря, какое он хочет вознаграждение за свое изобретение. Тот поклонился Баграму и сказал положить на первую клетку зернышко пшеницы, а на каждую следующую ровно в два раза больше.

Скромность мудреца

Правитель удивился такой скромности и просил своих слуг подсчитать точное количество, ведь мешка пшеницы за такое развлечение было не жалко. Конечное число зёрен поразило правителя: восемнадцать квинтильонов четыреста сорок шесть квадрильонов семьсот сорок четыре триллиона семьдесят три миллиарда семьсот девять миллионов пятьсот пятьдесят одна тысяча шестьсот пятнадцать.

Даже в великой пустыне Сахаре меньше песчинок, чем запросил зёрен мудрец. Таким количеством пшеницы можно засеять поля всей земли девять раз. Баграм был потрясен хитроумием Назиря и проникся к нему еще большим уважением. Игра сделала правителя мудрее и научила строить тактику.

Развлечение удовлетворяло его тягу к войне, которая до появления шахмат была непреодолимой проблемой. Со временем правитель помирился со всеми соседними странами, а игра стала народным достоянием, которое дошло до наших дней.

чатуранга
Индийская чатуранга

Чатуранга и шатрандж

Непосредственными предками современных шахмат разные авторы считают разные игры, наиболее часто в числе "предков" числятся древнеиндийская чатуранга (игра на шахматной доске с бросками костей и двумя-четырьмя участниками) и персидский шатрандж (очень близкая к шахматам игра, отличающаяся только некоторыми особенностями ходов фигур).

шатрандж
Персидский шатрандж

Особенности

Шахматы  выглядят достаточно просто, но на деле оказывается, что существует множество стратегий, без которых победить невозможно.

В наборе всегда присутствуют одинаковые фигурки для обеих сторон. Они различаются только цветом: белый и черный. Все фигурки выставляются на доску из шестидесяти квадратов.

Начальная
Начальная расстановка фигур

Доска и начальная расстановка фигур

В шахматах расстановка фигур строго определяется правилами:

  • На второй и седьмой линии в ряд выставляются пешки
  • Ладьи ставят по углам первого и восьмого ряда
  • Следующими выставляют коней
  • Рядом с ними находятся слоны
  • Ферзь ставится в центре на клетку аналогичного цвета
  • В последнюю ячейку ставят короля.

фигуры

Правильное положение доски

От первоначального расположения фигур зависит стратегия, с которой будет играть участник. Если расставить их неправильно, то вся тактика может сломаться. Ход некоторых фигур определяет их цвет, поэтому им нельзя оказываться на неправильной клетке ни в коем случае.

Наименование шахматных полей (клеток)

Каждая клетка на шахматной доске имеет свое название. Оно определяется по символам рядов: латинские буквы от А до H и цифры от одного до восьми. Так в спортивных шахматах игрок ходят на клетки по стратегии, например, встают на позицию А4 или Н7. Буквенный ряд располагается вдоль выставления фигур, а цифровой присвоен боковым граням.

Названия и обозначения шахматных фигур

Все фигурки в шахматах имеют свои названия и особенности. К примеру, конь имеет соответствующие очертания и передвигается на большее количество клеток, чем пешка, весьма непредсказуем и опасен. Ферзь - это королева, которую катастрофически опасно отдавать на съедение. Король - ключевая фигура игры и её потеря считается проигрышем.

ходы фигур

Ход игры

В ходе игры участники передвигают свои фигурки и "съедают" противников. Их главная цель - добраться до вражеского короля и поставить ему шах и мат. Каждая из фигур имеет свои особенности, поэтому чтобы заблокировать одну из "армий" противника, участнику придется учитывать специфику всех имеющихся на доске фигур.

Как ходят шахматные фигуры

  • Король - самая главная фигура Вашей "армии". Он может ходить в направлении по горизонтали, вертикали и диагонали, но только на одну клетку. Ходить на соседнюю клетку запрещено если она заблокирована другой фигурой (своей или противника) или под ударом врага.
  • Ферзь (королева) любит свой цвет. Это самая мощная о опасная фигура. Он может ходить как по прямой, таки по диагонали.
  • Ладья шагает по прямой, если на пути нет других фигур.
  • Слоны ходят по своему цвету по диагонали
  • "Ход конем" известное выражение. Фигура удобна тем, что шагает буквой Г, и может "перепрыгнуть" через любые другие. Опасна в умелых руках своей непредсказуемостью.

Превращение и взятие на проходе

Пешки имеют свойство преображаться. Для этого им нужно достичь последнего ряда, восьмого или первого, в зависимости от того, каким цветом вы играете. Когда пешка достигает этой линии, она превращается в любую фигуру на выбор хозяина. Чаще всего участники преображают свою пехоту в ферзей, что дает им преимущество в войне.

"Взятие на проходе" - так называют момент, когда пешка забирает вражескую фигурку, перемещенную в начале на две клетки вперед.

как играть

Рокировка в шахматах

Правила рокировки позволяют вывести ладью на более выгодную позицию и увести короля на край доски, в укрытие за пешками. Сделать это можно только при определенных условиях:

  • Король и ладья в этой партии должны ходить первый раз
  • На поле между меняемыми местами фигурками не должно быть других армий
  • Король не должен находиться под шахом
  • Клетки на пути не должны быть заняты или атакованы врагами

Шахматы рокировка позволяет получить преимущество за счет выгодной расстановки ладьи и позволяет увести короля от намечающегося шаха.

шах и мат
Главная задача каждого игрока - поставить шах и мат противнику

Правила

Как мы уже говорили, главная задача игрока - поставить шах и мат противнику. Спастись от проигрыша можно несколькими способами:

  • Уйти от приближающейся угрозы в другую часть доски
  • Блокировать угрозу другой фигурой
  • Поставить мат противнику раньше (самый надежный способ :)

Возможно объявление патовой ситуации или ничьей. Если одному из игроков удается поставить мат противнику, игра считается оконченной. Поверженный король остается на шахматной доске. Участники имеют право объявить ничью:

  • Когда один из игроков должен делать ход, но такой возможности нет из-за того, что все возможные шаги заблокированы другими фигурами
  • По согласию обоих участников
  • Недостаток фигур, чтобы поставить мат противнику
  • Если ходы были сделаны 50 раз, но пешки ни разу не передвигали и не было съедено чужих фигур.
  • Повторение одинаковых позиций три раза и более.

Блиц

Такой вид игры отличается в первую очередь скоростью. На все шаги дается всего пять минут. Правила стандартной игры сохраняются. В ускоренную версию можно играть, когда достойно освоена обычная игра. У игроков нет времени просчитывать каждый ход, поэтому необходимо знание стратегий и всех видов матов. Начинающим игрокам такой вид игры не рекомендован.

стратегия
Каждая стратегия шахмат требует постоянного анализа ситуации на доске

Основные стратегии

Каждая стратегия шахмат требует постоянного анализа ситуации на доске. В зависимости от расположения фигур участники могут идти в атаку или же занимать оборонительные позиции.

Так нападать на врага нерационально, когда ваш король находится под угрозой мата. Часто в игре приходится отдавать на съедение пешки, чтобы спасти более ценные фигуры.

Среди пешек тоже могут быть более важные элементы, в зависимости от их расположения. Например выгоднее отдать обычную пешку, чем почти пришедшую к последней линии. Так вы можете потерять одну пешку, но получить второго ферзя.

Видеообзор

Если вам понравилось описание, посмотрите видеообзор, в котором рассмотрены шахматы и показано наглядно как ходят фигуры.

Похожие игры

  • Настольная игра Шашки развивает тактическое мышление и учит сдержанности. На клетчатом поле передвигайте фишки, "ешьте" фигуры противника или блокируйте их ход. Превращайте шашки в дамки, достигая последней линии доски. Можно преобразить игру и устроить "поддавки", в которых целью станет не уберечь свои фишки, а скормить их противнику быстрее, чем сами "наедитесь" вражескими.
Нарды
Нарды
  • Нарды - игра, рассчитанная на двух игроков. В ней используется специальная доска, разделенная на две половины. Бросайте кости и передвигайте фишки на выпавшее количество ходов. Главная цель, вывести все фигурки из игры. Делается это через передвижение их со стартовой позиции в место начала противника. Побеждает участник, который первым достиг конечной точки. Интересной особенностью является работа дублей: если игроку выпала на двух кубиках цифра шесть, он ходить не двенадцать, а целых двадцать четыре раза. На каждый кубик участник может передвинуть одну или две фигуры, а так же походить 1 фишкой и снять другую со стопки. Игра относится к разряду тактических.
  • Улей - стратегическая настольная игра, в которой каждая фишка ходит особенным образом. Передвигайте насекомых, блокируйте ходы противника и стремитесь окружить вражескую королеву. Правила игры отчасти похожи на шахматы и имеют много стратегий. Набор имеет красивое оформление и рисунки, а так же выпускается в двух видах: красочный и монохромный, для людей, не различающих цвета.

Еще интересные игры

  1. История сеттинга Warhammer: Age of Sigmar
  2. Основные расы Warhammer: Age of Sigmar
  3. Покорение Марса (Terraforming Mars)
  4. Настольная игра Ужас Аркхема (Arkham Horror) — путеводитель в мир страха

Приятной игры!

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен, группы ВконтактеОдноклассники, Фейсбук, Твиттер

Ставьте звездочки и пишите комментарии к статьям! Этим вы нас мотивируете к дальнейшей работе :) стрелочка

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector
Читайте ранее:
коробка
Настольная игра Лудо (Людо, Ludo): изящество и простота

Ludo - стратегическая настольная игра – в ее современном виде была запатентована в конце 19-го века в Англии. Королевский британский...

Закрыть