Настольная игра Лудо (Людо, Ludo) - как играть, правила, игры, фото, видео

Настольная игра Лудо (Людо, Ludo): изящество и простота

(Last Updated On: )

Ludo - стратегическая настольная игра – в ее современном виде была запатентована в конце 19-го века в Англии. Королевский британский флот взял за основу правила Лудо и превратил его в игру Юкерс (Uckers).

Родиной могут также считаться Испания или Индия. Там это развлечение носит названия Парчис или Пачис. Проследить истоки можно и ещё глубже, вплоть до игры Чаусар, известной еще в эпоху Махабхарата, в 10 веке до н. э.

коробка
Оформление и упаковка

Стандартный вариант предназначен для количества участников от 2 до 4. Есть версии, адаптированные и для более широкой компании: до 8 игроков. Но в этом случае потребуется поискать (или создать самостоятельно) подходящее поле. Лудо проста, но увлекательна, способна составить интереснейшее развлечение для людей разных возрастов.

Причина её широчайшей популярности проста: она удачно сочетает случайность (течение зависит от числа на кубике) и стратегию (победит тот, кто выберет для своей команды лучшие ходы). Она азартнее, чем шахматы, но интеллектуальнее, чем карточные игры.

Что нужно

Для игры в Людо потребуется минимальный набор принадлежностей. Их можно купить, или изготовить самостоятельно, распечатав поле на цветном принтере или раскрасив вручную лист ватмана. Принадлежности можно изготовить и на заказ: в этом случае может быть использован практичный двухслойный пластик, акрил для фигурок, разметка на доске гравируется лазером.

набор
Игровой комплект

  Игровая доска

Поле для игры в Ludo имеет квадратную форму. Размер его может быть любым, стандартное большой площади – 50*50 см. В углах находятся базы или стартовые поля – четыре места, откуда участники начинают свой путь.

От каждой базы выходит цветная дорожка с ячейками к центру поля, где находится дом. Окрашенные в разные цвета дорожки – индивидуальные, они окружены бесцветными клетками – они являются общими для всех участников. Каждая фишка может совершить длительное путешествие по всей игровой доске, завершая свой путь на выделенной своим цветом финишной дорожке.

Клетка выхода из базы тоже окрашена в свой цвет. На некоторых игровых полях отдельные клетки общей дорожки отмечены цветом или значками – это зоны безопасности.

поле
Поле чаще всего имеет квадратную форму

Принадлежности

Помимо поля, потребуются:

  1. Стандартная кость (кубик) с нумерацией граней от 1 до 6.
  2. Фигурки четырех цветов, по 4 штуки каждого цвета (всего 16 шт).

Цель игры

Цель Людо – завести все свои фигурки в «дом», опередив соперников. Даже если противник уже успел поставить в дом несколько фишек, ход игры непредсказуем – прочие участники ещё могут его нагнать и перегнать.

Что еще почитать:  Настольная игра Кортекс. Битва умов: и пусть победит умнейший!

На некоторых досках дом выделен оформлением, в некоторых имеется надпись «Home» или близкая по смыслу. Есть вариант командного соревнования – в каждой команде по 2-3 человека. В этом случае победа определяется по местам, 1-е и 2-е, либо 1-е и 3-е.

Правила

Правила игры Людо укладываются в несколько пунктов:

  1. Каждый участник получает по 4 фишки одного цвета.
  2. Эти четыре фигурки необходимо поместить на базу, которая находится в углу. База может быть оформлена по-разному: в виде круга, замка, животного и пр. Это старт.
  3. Бросая кость, игроки один за другим делают ходы.
  4. Движение фишек – против часовой стрелки. В отдельных вариантах поля можно встретить иное правило – фигурка на доске идет по часовой стрелке. На рисунке ниже движение зелёных фишек отмечено фиолетовой линией.

Какие есть варианты ходов

Они определяются числом на кости и ситуацией, которая уже сложилась на поле:

  1. На кубике шестерка, стартовая клетка ещё свободна – игрок может ставить любую из своих фигурок, находящихся на базе, на начальную клетку. В некоторых списках правил можно встретить вариант того же хода, если кость показывает 5.
  2. Любое число от 1 до 6, а все фишки уже вышли в путь (не остались на базе) – можно сделать ход любой своей фигурой на выбор. Поставить её можно на свободную клетку, или на ячейку с фигуркой противника – в этом случае «враг» вернется на базу. А фишка, «съевшая» её, попадает вперед ещё на 20 клеток.
  3. На одну клетку можно поставить две фигурки, но не больше.
  4. Такие две фигуры образуют блок – это две фигуры разного цвета на выходе или безопасных точках, или одноцветные фигурки на общей дорожке. Фигуры, стоящие в блоке, невозможно «съесть».
  5. Если на клетке стоят сразу две фишки противника? Такой блок можно преодолеть, только если на кости 6.
  6. Число 6 на кубике даёт множество возможностей. Это: дополнительный ход – участник ещё раз бросает кость; любая выбранная фишка продвигается вперед на 6 шагов, при условии, что на базе уже не осталось ни одной фигурки; если у игрока, бросившего кость, есть блок, он обязан передвинуть одну из заблокированных фигурок.
  7. Число 6, выпавшее три раза подряд, означает, что участник передает ход, при этом последнюю фишку, совершившую движение по общей дорожке, возвращает на базу. Если же последняя фигура уже стоит на цветной индивидуальной дорожке, то она должна вернуться в её начало.
  8. Если одна из фигурок достигла цели - дома, то другую свою фишку можно передвинуть на 10 ячеек вперёд.
Что еще почитать:  Саграда

Пропусков ходов не бывает. Если ни один из вариантов ходов, перечисленных выше, для игрока невозможен, то он передает своё право передвигать фигурки одному из своих противников.

Дополнительные правила

Они зависят от варианта игры Людо. Но возможно введение дополнительных правил, которые сделают её более сложной и интересной:

  1. Фишку, стоящую в ячейке старта, нельзя «съесть» - только поставить с ней свою фишку рядом. Таким образом, в этом поле образуется блок из двух фишек, который блокирует ход для всех прочих участников.
  2. Две 5 подряд дают бонус в 10 очков.
  3. Можно добавить непроходимый блок. Он образуется, когда игрок ставит две своих фишки на одну ячейку. Таким образом другие участники не могут преодолеть преграду, пока владелец блока сам не передвинет одну из фишек.
  4. В некоторых вариантах игры, практикуемых в Индии, используется два кубика. Если на кубиках цифры 6 и 1, участник тоже может получить право начать действие и переместить свою фишку на 6 шагов.
  5. Чтобы ускорить игру можно отменить строгое правило «старт - только при появлении на кости 6» и ввести более мягкие условия. Человек бросает кость, и при любой полученной цифре одна из фишек по игровой доске идет в нужном направлении, либо бросает кость три раза – если везет получит шесть, он начинает игру, если нет – отдает кость следующему участнику для его трех попыток.

Ход игры

Игра Лудо начинается с расстановки фишек. Каждый игрок помещает свои четыре фишки, человечка, фигурки в углу поля – на базу. Цвет фишек соответствует цвету базы.

Кубик бросают по очереди. Первый выбросивший 6 получает право начать – он ставит одну из своих фишек на старт. Далее фигурки двигаются согласно означенным выше правилам.

Съеденная фишка попадает на базу и ожидает, когда на кубике снова будет 6.

магнитный

Взятие фишки

«Съесть» чужую фигурку – одна из тактических целей игры, ведь это позволит задержать противника. Чтобы взятие чужой фишки состоялось, нужно попасть на её поле. Для этого число шагов должно быть равным числу, которое показывает кубик. «Съеденная» фигурка возвращается на домашнюю базу игрока и может снова начать ходы только при выпадении 6 на кубике.

Безопасные поля есть не в каждом варианте игры Лудо, но они делают это занятие более увлекательным. В зоне безопасности невозможно оказаться «съеденным». Индивидуальная цветная дорожка – всегда безопасна, ведь противники не могут на неё попасть. Достижение этой дорожки также может считаться одной из промежуточных целей Лудо.

Что еще почитать:  Подробный обзор настольной игры Азул (Azul) - добро пожаловать в Мавританию

Победа

Для победы нужно привести в дом все свои фишки, а не одну. Число шагов до дома должно быть равно числу на кубике. Например, если на кубике 5, а до дома 4 клетки – в дом эта фигурка попасть не сможет.

Кому понравится

Отлично подойдет для развлечения детей среднего школьного возраста и старше.
Отлично подойдет для развлечения детей среднего школьного возраста и старше

Настольная игра Лудо привлекает:

  1. Простым, но увлекательным сюжетом.
  2. Легкими правилами.
  3. Доступным инвентарем без излишков оформления или сюжета.

Отлично подойдет для развлечения детей среднего школьного возраста и старше. Увлечет и взрослых.

Видеообзор

Производители выпускают варианты Лудо в различном формате и оформлении. В видео ниже приводится обзор «Магнитного Лудо» от «Mack Zack». Удобное и компактное решение в дорогу.

Похожие игры

Типовой вариант Лудо – родом из Германии. Там она считается национальной, в её честь даже была выпущена памятная почтовая марка. Но различные вариации этого развлечения есть и в других странах: Англия, США, Колумбия, Индия, Эстония. Правила от игры к игре могут немного различаться.

В испаноязычных источниках описываются более 10 вариантов Лудо, некоторые из них являются подобиями этой игры лишь отдалённо. Есть и компьютерные варианты. Для смартфонов с операционной системой Windows Phone существует бесплатная игра Air Combat – воздушный бой по тем же правилам.

Названия в мире:

  1. США: торговые марки Parcheesi, «Извините!» (Sorry!), «Усилие» (Aggravation), «Проблема» (Trouble).
  2. Испания: «Parchís» на испанском языке, «Parx» на каталонском.
  3. Колумбия: «Parqués».
  4. Германия: «Не сердись» («Mensch ärgere dich nicht»).
  5. Италия: «Не сердись» («Non t'arrabbiare»). Аналогичные названия Лудо имеет во многих языках: болгарский, македонский, албанский, голландский, чешский, словенский, словацкий, польский, турецкий, русский.
  6. Польша: «Чиньчик» («Chińczyk») что переводится как «Китаец».
  7. Эстония: «Поездка по всему миру» (Reis ümber maailma).
  8. Швеция: «Fia», что происходит от латинского слова fiat, означающего «Так и будет!».
  9. Франция: «Petits Chevaux», "Le Jeu de Dada" что означает «Маленькие лошадки», или «Игра в лошадок» (Dada – разговорное слово, означающее «лошадки»). Такое название она получила потому что фигурки на поле напоминают фигуру коня из шахмат.
  10. Венгрия: «Ki nevet a végén» («Кто смеется последним»).
  11. Дания и Норвегия: Лудо.

Большинство современных настольных стратегических игр для компании от 2 человек перегружены сюжетом. С точки зрения простоты и универсальности Лудо не имеет аналогов и её смело можно поставить в ряд с шашками и шахматами.

С точки зрения простоты и универсальности Лудо не имеет аналогов и её смело можно поставить в ряд с шашками и шахматами.

Еще интересные игры

  1. История сеттинга Warhammer: Age of Sigmar
  2. Основные расы Warhammer: Age of Sigmar
  3. Покорение Марса (Terraforming Mars)
  4. Настольная игра Ужас Аркхема (Arkham Horror) — путеводитель в мир страха

Приятной игры!

Скажите пару слов в комментариях и в соцсетях (группы ВконтактеОдноклассники)

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен!

 

Ссылка на основную публикацию