«Зельеварение»: почувствуй себя алхимиком

заставка

 

От 2 до 6 игроков
От 40 до 90 минут
Сложность игры: Простая
Развитие навыков: Стратегия, внимательность

С игрой «Зельеварение» вы можете почувствовать себя учеником магической школы. Только строгого преподавателя в черной мантии нет за плечом. Составляйте волшебные зелья из необычных компонентов и, главное, делайте это быстрее и лучше соперников.

Об игре

Настольная игра зельеварение была придумана еще в 2005 году Сергеем Мачиным, отцом многих российских настолок. Он не скрывает, что идею он почерпнул из серии книг о Гарри Поттере. На карточках много названий, знакомых фанатам юного волшебника, мечтающим попасть на настоящий урок зельеварения. Это, а также сбалансированная механика, позволило игре завоевать популярность не только в России, но и за рубежом.

Геймплэй у нее спокойный, даже вдумчивый. Она отлично развивает внимательность и память, а также навык продумывать свои действия на несколько ходов вперед. Освоить правила на практике можно одну партию, но на то, чтобы стать настоящим мастером, потребуется время. В среднем на один заход уходит от получаса до часа.

Игра выдержала несколько переизданий. Сейчас ее поклонникам доступна базовая версия «Зельеварение. Практикум» и два дополнения – «Университетский курс» и «Гильдия алхимиков». «Зельеварение. Подарочный набор» включает в себя все три сета.

 

[flat_ab id="1"]

 

Количество игроков

Игровой процесс рассчитан на участие от 2 до 6 человек, но вдвоем играть скучновато – меньше интриги и динамики. По возрасту нижней планки для участников нет, но игра рекомендуется только с 10 лет из-за необходимости постоянно анализировать ситуация за карточным столом.

Категории игроков

Пожалуй, всех игроков можно разделить на две группы – любители, берущие в руки колоду время от времени, и профессионалы, которых с радостью примет любая гильдия алхимиков. Профи знают все карты и их сочетания назубок, для них проводят настоящие турниры.

Цель игры

Победителем в игре становится тот, кто заработает больше очков. Начисляют их за сваренные зелья и собранные артефакты. Все они имеют свою «цену», и нужно планировать – собрать несколько «дешевых» или рискнуть и попытаться получить «дорогой».

Если ваша цель – сделать кому-нибудь интересный подарок, то пригодится настольная игра «Зельеварение. Подарочный набор». Это возможность для всей семьи или дружной компании провести много вечеров, постигая тайны алхимии.

 

[flat_ab id="1"]

 

Упаковка и дизайн

содержимое

Коробка базового набора 20 на 20 сантиметров стилизована под магическую книгу в старинном переплете коричневого цвета. Дополнения «Университетский курс» и «Гильдия алхимиков» выполнены в виде «окованных» ящичков, синего и красного. Карты дополнений также имеют «рубашки» своего цвета, поэтому с основными не перемешиваются.

Упаковка подарочного издания на треть больше по формату, чем у «Практикума», ведь она содержит не одну, а три колоды.

В базовом комплекте

  • 76 карт,
  • счетчик очков,
  • 6 цветных фишек и
  • правила.

Игровая механика, правила, особенности

Представьте, что вы попали на урок зельеварения. В шкафу разложены странные и очень странные ингредиенты, из которых вам предстоит составить необычные эликсиры. Ваша задача – сделать это как можно эффективнее. Иначе гильдия алхимиков вас не дождется – так и останетесь за ученической партой.

 

[flat_ab id="1"]

 

Правила

Правила на первый взгляд достаточно запутанные, но на практике достаточно одной партии, чтобы освоится.

Все карточки разделены на две части и могут быть сыграны либо в качестве элемента, либо как рецепт.

Элемент – составной компонент зелья. Он указывается в нижней половине листа. Всего их 16. Из них собирают простые зелья и эликсиры. В текущем ходу доступны только те элементы, что лежат в шкафу.

Рецепт записан в верхней части с указанием названия и очков, которые можно заработать, собрав его. Собирают рецепты только на своем ходу и только из лежащих на столе элементов. Рецепты разные по сложности, и они сами могут выступать компонентами более замысловатых рецептов. Поэтому нужно быть внимательными и играть так, чтобы соперники не могли воспользоваться результатами вашего труда.

Начало игры

карты

Начинается урок зельеварения с того, что каждый игрок выбирает себе фишку и ставит ее на счетчик очков. По нему можно насчитать до 40 баллов. Первый игрок определяется жеребьевкой.

Колода тасуется, каждый участник получает по 4 карты. Оставшаяся колода кладется рубашкой вверх, снимается 4 верхние карточки и выкладываются на стол (он же шкаф элементов).

Ход

На своем ходу игрок вытягивает из колоды одну карту себе и играет одну любую с руки. Он объявляет, рецепт это или элемент. Если элемент, то сыгранную карту отправляют в шкаф. За каждый компонент, которого до этого в шкафу не было, игрок получает одно очко. В случае дублирования очки не начисляются, а карточка кладется поверх уже имеющейся, и брать можно будет только верхнюю.

 

[flat_ab id="1"]

 

Если игрок решает сыграть рецепт, то он кладет его перед собой, берет нужные составляющие из шкафа и помещает их рубашкой вверх на него. Когда требуется более сложный компонент, собранный ранее, то его можно брать как из лежащих перед собой, так и перед противниками. Если используются рецепты, собранные другими игроками, то «донор» получает очки тоже – но вполовину меньше. Элементы такого рецепта отправляются назад в шкаф. Всегда выгоднее составлять из собственных компонентов, чтобы соперникам не доставались дополнительные очки.

Заклятья

Занятия по алхимии были бы однообразны, если бы не заклятия. Они бывают нескольких видов, и их можно сыграть либо как элемент, либо как заклятие. Если используется опция «заклятие», то карточка кладется в шкаф как элемент, очков не приносит, но игрок совершает то, что позволяет заклятие.

Заклятье познания дает возможность взять в руку из шкафа любую верхнюю карту. Дальше игрок может действовать, будто ход и не начинался.

Заклятье разрушения разрушает любой из собранных рецептов игрока (но не чужие). Одну из карт участник оставляет перед собой, и она считается собранным рецептом. Остальные элементы при разрушении рецепта возвращаются в шкаф. После этого можно сыграть еще одну с руки.

На следующем ходу игрок берет две карты, а не одну. Заклятье пригождается, когда нужно получить уже использованные элементы или рецепт, записанный на одном из них.

Заклятье трансформы позволяет один из своих собранных рецептов трансформировать в любой рецепт из лежащих в шкафу. Все карточки, связанные с изначальным рецептом, отправляются в шкаф, а новый считается собранным, но не приносит очков. Далее можно продолжать ход.

 

[flat_ab id="1"]

 

В дополнении «Гильдия алхимиков» появляется еще три заклятья: заклятье Трансмутации, заклятье Трисмегиста и заклятье Атанорум. В «Университетском курсе» целых десять новых заклятий.

Получается, с помощью заклятий можно сыграть за ход не одну, а несколько карт. Не является нарушением правил использовать на одном ходу нескольких заклятий. На следующем ходу игрок добирает в руку карты до пяти.

Рецепты

элексиры

Создание зелий – процесс непростой, ведь даже варенье не сваришь без инструкции. Разные типы рецептов собираются из разных компонентов. Чем выше сложность зелья, чем больше на нем можно заработать очков.

Простой эликсир требует два элемента. Сложный эликсир – три элемента. Великий эликсир – два простых эликсира. Порошок – простой эликсир и элемент. Талисман – простой и сложный эликсиры. Существо – простой эликсир и или сложный эликсир, или порошок. Великий талисман – два любых талисмана. Верховный эликсир – два любых великих эликсира.

Можно использовать для создания более сложных вещей не только тот рецепт, что лежит перед ним, но и собранный другим игроком.

Как определить победителя

Игра идет до тех пор, пока остаются карты в колоде и на руках. Побеждает тот, кто наберет самое большое количество баллов. Чтобы видеть, сколько очков вы набрали, не забывайте двигать фишки на счетчике. Впрочем, ситуация может измениться в последний момент, если кто-то разом соберет Верховый эликсир и Великий Талисман Магии из собственных запасов и получит солидный куш, обойдя соперников на повороте.

 

[flat_ab id="1"]

 

Дополнения

Настольная игра «Зельеварение. Практикум» имеет два дополнения. Каждое из них основательно усложняет игру, а не просто увеличивает число карт на столе. Их можно использовать по отдельности или оба сразу. «Зельеварение. Подарочное издание» включает все три колоды, новые счетчики и большую удобную коробку для их хранения.

«Университетский курс»

университет

В дополнительной колоде 63 карты. При игре они не смешиваются с базовым набором, а лежат отдельной колодой, и игрок выбирает сам, откуда набирать карточки.

 

[flat_ab id="1"]

 

В начале игры участники получают на руки 4 карты из «Практикума» и 2 – из «Университетского курса». В шкаф, как и раньше, выкладывается 4 карты из основного набора.

Ход состоит из трех фаз. В начале хода игрок добирает в руку до 7 карт. Если их по какой-то причине больше, то сбрасывать нет необходимости. Во второй фазе он должен либо взять еще одну (если карт меньше 8), либо сыграть имеющуюся. В третьей фазе необходимо сыграть карту.

Появляется ряд новых карт. Элементарная магема заменяет один любой элемент в рецепте. За нее не даются очки, если она выкладывается в шкаф. Эликсир универсальности можно использовать вместо любого двухкомпонентного эликсира. Порошок жизни заменяет любой порошок. Новый артефакт – Крупица совести – позволяет отнять 5 очков у лидирующего игрока.

Вводятся четыре Младших талисмана, каждый из которых дает игроку то или иное преимущество. Из трех младших талисманов можно собрать Талисман Чародейства.

В дополнении «Зельеварение. Университетский курс» десять новых заклятий, которые существенно разнообразят игровой процесс.

«Гильдия Алхимиков»

гильдия

Третья колода также не смешивается с базовым сетом, а кладется рядом. В ней появляются новые правила и новая цель – создать Философский камень, для чего необходимо пройти Последовательность Великого Делания.

Перед первым ходом игроки получают по 4 карты из «Практикума» и по 2 – из «Гильдии Алхимиков». Столько же выкладывается в шкаф. Каждый участник в случайном порядке получает одну из карт Последовательностей Великого Делания, где указано, какие рецепт и в каком порядке необходимо собрать, чтобы достичь цели. Фазы хода повторяют фазы в «Университетском курсе».

Каждому игроку доступно три Последовательности Великого Делания, он может идти по любой. Пропускать этапы в последовательности нельзя. За каждый этап начисляются очки. Важное дополнение: разрешено выкладывать в последовательность рецепты сразу из руки. Когда рецепт помещен в последовательность, то составляющие его элементы отправляются в шкаф.

В колоде также есть Элементарная магема, Эликсир универсальности, три вида Философского камня и три новых заклятия.

Финал партии наступает, когда кончились карты на руках и в колодах либо кто-то получил Философский камень. Победа присуждается тому, кто набрал большее количество очков.

Игра с двумя дополнениями

Наиболее сложный вариант – играть с двумя дополнениями одновременно. На стол выкладываются три колоды. На каждого игрока в начале приходится по 4 карты «Практикума», и по 2 – «Университетского курса» и «Гильдии Алхимиков». Те же 8 стартовых элементов ложатся в шкаф. Участники на своем ходу добирают карты в руку до 9 штук.

два дополнения

Интересные факты

Можно играть в командами при четном числе человек. В таком случае допустимо, вместо того чтобы самостоятельно сыграть одну карту, передать ее напарнику. Победа присуждается той команде, чей игрок набрал большее количество очков, так что даже личное поражение также можно использовать в собственных интересах.

Игра попала в подборку журнала Forbes как одна из самых интересных настольных игр в мире наравне с «Монополией» и «Клюэдо».

«Зельеварение» – полностью российская разработка. Для ряда зарубежных переизданий несколько изменен дизайн.

Для карт подойдут протекторы Card-Pro 67 х 94 мм. На полный набор потребуется 202 протектора.

 

[flat_ab id="1"]

 

На что похоже «Зельеварение»

«Зельеварение» достаточно уникальна, чтобы не сравнивать ее с другими настолками. Но по механике и общему настрою игрового процесса можно провести параллель с не менее известной российской игрой «Эволюция», где также необходимо собирать наборы карточек. Впрочем, это один из базовых приемов в настольных играх – даже знаменитый «Манчкин» на нем основан, хотя его развеселый угар совершенно не похож на вдумчивую стратегию.

Екатерина Сазанова

Поделитесь своим мнением в комментариях к статье и в соцсетях (Вконтакте, Одноклассники

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector
Читайте ранее:
Скраббл (Scrabble): меньше дела – больше слов

Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести... Вадим Шефнер, "Слова" Скрабл (Скраббл, Scrabble)– классическая игра,...

Закрыть