Энергосеть (Power Grid) – станьте воротилой энергетического бизнеса!

Одна из наиболее известных настольных игр в жанре стратегических еврогеймов - это Энергосеть (Power Grid, не путайте с Газпромом или РАО ЕЭС)), разработанная в 2004 году знаменитым создателем настолок Фридманом Фризом. Считается самым удачным его творением.

 

фридман фриз
Фридман Фриз

Начиная с момента поступления на рынок, данная игра практически ежегодно номинируется на разнообразные премии, и получает почти все.

Основное содержание и цель Энергосети - моделирование такого непростого вида бизнеса, как снабжение городов электричеством, предоление разного рода технических трудностей, связанных с этим, и, конечно же, извлечение прибыли.

коробка

 

  • Уровень сложности:высокий
  • Количество игроков: 2-6
  • Развивает навыки: Сообразительность, Коммуникабильность, Планирование бюджета
  • Минимальный возраст: 12 лет

Описание игры

Как следует из цели игры, в ней следует строить и расширять энергосети по всей стране. В русскоязычной локализации (игра Энергосеть Россия) вам предстоит делать это на карте России и Японии (очевидно, и туда уже проник российский энергобизнес)). В базовой версии настольной игры Энергосеть энергостроительство происходит на территории Германии и США. Правила данных версий не отличаются.

И там и там, для построения системы и наполнения электросетей электричеством необходимо строить (точнее, покупать) станции, подключать находящиеся у вас в собственности города по вашим тарифам и нормативам, снимать с них "электро"(так называются единицы энергоснабжения), снабжать свою систему другими необходимыми ресурсами.

Быстрой данную игру назвать нельзя, обычное время одного тура - от часа  до двух.

Кто хочет стать адептом энергетики

Для кого предназначена данная игра. Ну, конечно же, для людей с нереализованной предпринимательской жилкой. Это могут быть:

  • ваш папа, друг, дядя
  • кто-то, кого вы хотите поздравить с Днем рождения и кому необходимо занять гостей
  • ваш младший брат, проявляющий задатки бизнесмена
  • и так далее.

Какие бывают электростанции

Электростанции в игре 4х видов:

  • работающие на вторичном сырье;
  • атомные (урановые)
  • тепловые угольные
  • тепловые нефтяные
  • гибридные (вид топлива определяет владелец)
  • экологически чистые (ветровые или солнечные)

Топливо для станций покупают на рынке ресурсов.

Карточка станции

станция

В каждой карточке вверху слева располагается минимальная цена станций при их покупке. Это означает, что аукцион начинается с суммы не меньше, чем прописано на карте. Также внизу содержится цветная полоса, определяющая тип топлива для той или иной электростанции и производства электроэнергии:

  • нефть
  • уран
  • вторичное сырье
  • уголь

станции 2

Прописано и количество сырья, необходимое для правильного функционирования станции. И наконец, на каждой карточке указано число домов, для которых достаточно её мощности.

Ресурсы

Ресурсы для питания электростанций - это четыре вида топлива:

  1. атомное
  2. нефтеуглеродное
  3. вторсырьё
  4. угольное

На карточках станций показан предпочитаемый вид топлива. При этом учтены особенности экономики и энергетики реально существующих стран. В русской локализации предпочтение отдано нефтеуглеродам, а, например, в дополнении для Франции и Италии - вторичному сырью и атомной энергии.

Что в коробке

содержимое

Упаковка игры разработана в характерном для еврогеймов стиле, имеет высокое качество исполнения, как сам "бокс", так и все основные компоненты. Она доступна в большом количестве интернет-магазинов. Внутри нее:

  • Двустороннее игровое поле, размещённые страны зависят от версии игры: Россия, Япония или Соединённые Штаты Америки, Германия;
  • 132 деревянных домика шести цветов, соответственно, для каждого играющего предусмотрено 22 домика;
  • Фишки ресурсов, выполненные из дерева в количестве 84 штуки: 12 красных и 72 коричневых, чёрных и жёлтых – по 24 каждой соответственно;
  • Денежные купюры различного значения валюты – «электро»;
  • 6 двусторонних памяток для игроков;
  • Карта третьего этапа;
  • 42 карты с разными видами электростанций, среди которых  гибридные, и экологически чистые;
  • Таблица поставок;
  • Уникальная карта электростанции с номером –33 1/3;
  • Памятка с правилами игры.

Правила

Перед началом каждой партии игроками «Энергосети» определяется страна на поле, в котором будет происходить строительство: США или Германия, Россия или Япония. Так как игра рассчитана на 6 игроков, следовательно, на карте 6 различных областей, которые должны быть распределены среди участников. Если же играющих меньше, чем число областей, то они сами выбирают себе участки, при этом остальные не учитываются в партии.

Изначально на аукционе будут выставлены самые дешевые электростанции, которые за большое число ресурсов будут отапливать малое количество городов. Но со временем будет происходить совершенствование станций, приобретение новых на аукционе и уже наоборот, малым количеством ресурсов будет происходить питание большего числа городов.

Ещё до начала партии необходимо выставить на счётчики, расположенные на поле карты, ресурсы. Подробное описание установления ресурсов для каждой страны размещено в правилах игры.

Далее каждому участнику полагается одинаковая сумма во внутренней игровой валюте – 50 «электро».

Начиная партию «Энергосети», каждый должен купить электростанцию, без неё не будет энергии. При этом формируются ряды станций: верхний, за которые можно торговаться на аукционе, нижний, которые нельзя покупать, но они откроются для покупки позже.

карточка

Для начала торгов за покупку станции выдвигается первый участник. Он выбирает из первого ряда покупку и назначает минимальную сумму за неё. Далее по порядку играющие или «пасуют», или предлагают сумму больше. Если рассмотреть ситуацию, когда каждый игрок выбрал «пас», то электростанция уходит игроку, и далее в торгах он участие не принимает.

После этого второй игрок выбирает покупку, поместив карточку из перевёрнутой колоды в ряд, и цепочка продолжается. Если вытянутая карточка имеет стоимость, большую относительно нижнего ряда, то она меняется местами с той карточкой, которая стоит меньше «электро».

Выбор городов

Следующим шагом игры «Энергосеть» является выбор городов, куда впервые пойдет энергия от купленной электростанции. Стоимость подключения варьируется между 10 и 20 «электро» относительно этапов игры. Например, на первом этапе, чтобы поставить домик в городе Москва, необходимо заплатить 10 электро.

Далее, чтобы пронести питание в соседний город, следует заплатить и за линию электропередач. Стоимость линии энергосети прописана на поле для всех участков.

Важной фазой на протяжении игры считается та, где приобретаются ресурсы для работающей на участника станции. Число ресурсов для питания помогает ей работать. Соответственно, если игрок намерен проводить питание в другой город, а его станция способна питать только один город – выполнить операцию не получится. Первым ресурсы покупает по правилам последний игрок, чтобы у того была возможность догнать лидирующих соперников. Стоимость топлива прописана в игровой ячейке на поле.

карта

Вам понравится:  Имаджинариум

После покупки станции, ресурсов для неё, построенные домики необходимо обеспечить энергией. От их числа зависит сумма электро. Ресурсы, которые рассчитаны на домики, после использования отправляются обратно на рынок. После этого игроки получают заработанные деньги.

В конце раунда происходит подсчет обеспеченных энергией домиков каждого участника, меняется расположение игроков на счётчике, что влияет на очередность ходящих. Также конец раунда дает возможность согласно памятке выставить некое число каждого из ресурсов на поле.

Игра продолжается до тех пор, пока один из игроков не достигнет порогового значения домиков в энергосети.

Этапы игры

Этапы разделяют исходя из уплаты процента налогов от строительства. Раз за партию «Энергосети» игроки обязаны выплатить налоги с наличных активов.

Если вытянуть карту «Налоги» на этом этапе, то её нужно лицом вниз положить под колоду со станциями, а после взять другую карту взамен. Если же вытянуть карту на втором или третьем этапе, то она кладется лицевой стороной вверх рядом с колодой станций. После берётся карта на замену.

Этап 2 происходит перед последней фазой – бюрократией. Он наступает в тот момент, когда хоть один участник подключит седьмой город к собственной энергосети. На этом этапе самая низкая по стоимости станция выходит из игры, а каждый город получает способность подключаться к сети нескольких игроков.

домики

Но стоимость подключения будет составлять 15 «электро».

Третий этап открывается перевернутой из колоды со станциями определенной карты – карты «Этапа 3».

При открытии её на аукционе он проходит  по всем известным правилам, после чего сбрасывается эта карта, а также самая дешевая. Однако при открытии карты в четвертой или пятой фазе, происходит сброс её и также самой дешевой. Уже на этом этапе город способен подключаться к трём энергосетям разных участников, но стоимость подсоединения становится 20 «электро». Важной особенностью является то, что во время последней фазы вместо самой дорогой карты проводится сброс самой дешевой.

Фазы

Партия игры «Энергосеть» представляет собой несколько раундов, каждый из них делится на фазы. Эти фазы подразумевают следующую последовательность:

Выбор очередности хода

Тот игрок, которых первоначально выбрал участок поля, где расположено большее число городов, автоматически становится первым по очереди в раунде. Следующий первый ходящий высчитывается после каждого раунда.

Аукцион за обладание карты со станциями

Также по очередности игроки пасуют или говорят, что хотят купить эту станцию. Если участник спасовал в текущем ходе, то он не может купить станцию на протяжении одного раунда, исключением является только первый раунд, где каждому необходимо приобрести электростанцию. Следует помнить, что минимальная ставка на аукционе за новую станцию установлена на одноимённой карточке, то есть торги начинаются именно с этой суммы. Повышение ставки идёт по часовой стрелке и происходит до тех пор, пока все участники, кроме назначившего большую стоимости, не спасуют.

плакат

Приобретение ресурсов

Известно, что для только что купленной или приобретённой на аукционе станции необходимы индивидуальные ресурсы, прописанные на каждой отдельной карточке. Не рационально покупать топливо, которое купленная станция не способна переработать. Каждая электростанция способна вместить вдвое больший размер топлива: если на карточке указано три единицы вторсырья, то она вмещает шесть единиц.

Строительство

Строительство энергосетей, начинается с последнего играющего. Участнику необходимо выбрать город, ставит в него  домик, отдав перед этим некое количество игровых денег – электро. Для подключения очередного города к собственной энергосети, следует заплатить стоимость подведения энергии электростанции. Сеть любого играющего должна быть непрерывной. После подключения участником игры новых городов, он должен посчитать количество домиков и отметить его в специально отведённом поле.

фигурки

Бюрократия

Каждый участник, начиная с самого первого, должен сообщить, какое число городов он готов обеспечить электричеством. Полагаясь на таблицу доходов, игроки отдают некое количество топлива, получая вместо этого денежный эквивалент. Так топливный рынок восполняет ресурсы, после чего самая дорогая станция переходит под основную колоду со станциями.

Вам понравится:  Проект Манхэттен

Цель и достижение цели

На протяжении всей игры «Энергосеть» между участниками происходят состязания на аукционах, где каждый старается заполучить новые электростанции, приобретать топливо для генераторов, а также расширять клиентскую сеть собственной компании, присоединяя новые города к своим линиям электропередач. Определённая цифра числа городов победителя варьируется в зависимости от количества игроков, например, для четверых участников необходимо построить и обеспечить питанием 17 городов.

Условия победы

Для того, чтобы победить в игре «Энергосеть», необходимо понимать, что всё основано не в расширении границ, а в их эффективности. Например, владельца с более крупной сетью станций может настигнуть момент, когда он не сможет обеспечить достаточное питание и мощность, а это чревато потерей лидерства. Такие исходы событий следует просчитать в уме заранее. Игра достаточно сбалансирована, поэтому лидирующий участник получает большее количество минусов – это говорит о том, что не результативно сразу выбиваться вперед.

домики 2

Победитель

Победителем игры «Энергосеть» считается тот участник, чья компания снабжает энергией сеть из большего количества городов.

Они не скажут нам, куда пропадают ядерные отходы

Игра «Энергосеть» относится к числу стратегических, что исключает влияние случайного фактора. На протяжении партии только решения играющего помогают достигнуть цели. Иначе говоря, каждый следующий шаг реально просчитать и проанализировать.

Для кого подойдет Энергосеть

ленин и сталин

Увлекательная игра «Энергосеть» определенно понравится поклонникам экономических стратегий, логических игр. Также придется по душе компании друзей для проведения спокойного и атмосферного вечера. Детям после 12 игра поспособствует развитию математических способностей и мышления. И в конце концов, «Энергосеть» – отличный подарок любимому другу, коллеге, члену семьи.

Дополнения и продолжения

В настоящий момент существует карточная версия Энергосети.

карточная

Существует локализованное для России дополнение Энергосеть: Франция/Италия (Power Grid: France/Italy)

В дополнение входят две новые игровые карты. Дополнение предусматривает некоторые изменения в правилах игры в соответствии с культурой энергоснабжения в этих странах.

Франция выбрала для себя энергию ядерного распада. Атомные электростанции и большое количество урановых ресурсов доступны на ранних стадиях игры.

Италия производит электричество в основном из отходов, но также используют для этого уголь и нефть. В результате мы получили не просто две новые карты, но новые возможности игры.

Видеообзор

На что похожа

Если вам понравилась  Энергосеть, то попробуйте поиграть в похожие игры:

  • Покорение Марса
  • 7 чудес
  • Колонизаторы
  • Проект Манхеттен
  • Агрикола
  • Planet Steam, посвящённая освоению планет;
  • Fresco, которая перенесёт в эпоху Ренессанса;
  • Steam. Железный магнат, где участники примерят для себя роли транспортных магнатов;
  • ну и конечно же, классическая Монополия.

 

Поделитесь своим мнением в комментариях к статье и в соцсетях (Вконтакте,Одноклассники)

Похожие статьи

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации
Adblock detector