Published: 01.10.2018 | Updated: 03.10.2018
«Master of Orion» – настольная версия легендарной компьютерной игры, стоявшей у истоков развития галактических стратегий, да и вообще стратегических игр "космического" направления.
Описание и сюжет игры
«Master of Orion» (в переводе – «Повелитель или Хозяин Ориона») название игры и, одновременно, игровой вселенной.
Сюжет вполне традиционен для данной вселенной - люди, выйдя за пределы родной звездной системы, осваивают просторы Млечного пути и узнают, что в космосе обитают и другие расы. У каждой из них свои способы достижения целей, но главная цель одна – процветание и установление гегемонии в Галактике Млечный Путь.
Человечеству, для того, что бы выжить, предстоит лавировать между воинственными, скрытными и умными соседями, находить с ними общий язык, манипулировать, делиться технологиями или пытаться победить в столкновении звездных эскадр.
Но не обязательно играть за людей. Можно выбрать ту расу, которая вам более симпатична или чья стратегия вам больше по душе. Брать силой – или дипломатией. Хитростью – или умом. И решать судьбы галактики.
Расы, встречающиеся в игре:
Люди. Девиз: «Хочешь мира – готовься к войне». Недавно вышли на политическую арену галактического масштаба и теперь всеми силами налаживают отношения с другими расами. Но и космический флот держат наготове.
Алкари. Девиз: «Один род под сенью богов». Воинственные религиозные птицеподобные фанатики. Нет ничего легче, чем спровоцировать их на развязывание войны.
Псилоны. Девиз: «Здравый смысл превыше всего». Лучшие ученые и исследователи в галактике и самая миролюбивая раса.
Меклары. Девиз: «Единство разума и машины». Машины, когда-то восставшие против своих органических создателей и поработившие их. Ими движет холодный расчет и их цель – поиск бесконечного источника энергии.
Дарлоки. Девиз: «Мы действуем из тени». Известны своей вероломностью и скрытностью. Могут копировать чужую внешность, промышляют шпионажем и воровством технологий.
Булрати. Девиз «Защищая кротость, сокрушая слабость». Медведеподобные защитники окружающей среды, жестокие и агрессивные.
Мрршаны. Девиз: «Нет чести выше, чем смерть в бою». Изящные и независимые, как кошки, на которых они похожи, ставят охоту превыше всего, какой бы сильной ни была намеченная жертва.
Что в наборе?
В комплект «Повелитель Ориона» входят:
- Поле, на котором подсчитываются очки и раунды.
- Планшеты цивилизаций. Они двусторонние: с одной стороны люди, с другой – одна из 6 рас, участвующих в игре, по планшету на каждую (создатели взяли только часть рас из компьютерной версии «Мастер оф Орион»). На них есть основная информация о расе: внешний вид, название, базовые игровые качества, шкала лояльности, счетчики продуктов, флотов, построек, доступные эффекты.
- Карты сооружений – 90 штук. На них указано, что необходимо для постройки и какие «плюшки» она дает.
- Карты советников – 8 штук.
- Жетон первого игрока.
- Двусторонние жетоны лояльности с отметками «–1» и «–3» – 10 штук.
- Жетоны «+50/+100 очков» – 4 штуки.
- Жетон раунда
- Деревянные кубики – по 15 штук 4 цветов.
- Буклет с правилами – красочный, подробно иллюстрированный, освещающий все аспекты игры.
Правила и ход игры
Подготовка к игре
В партии участвуют до 4 игроков. Перед ее началом каждый выбирает себе кубики одного цвета, а также расу, планшет которой кладет перед собой.
Игроки ставят на стартовые позиции счетчиков ресурсов по одному кубику. Эти позиции выделены кружком и разные у всех рас. Еще кубик размещается на верхнем делении шкалы лояльности, на отметке «10».
Потом все участники помещают по одному кубику на нулевую точку счетчика очков, а жетон для подсчета раундов – на первую секцию линейки раундов. Оставшиеся кубики формируют резерв игрока и ложатся рядом с его планшетом.
Колоды перетасовываются отдельно друг от друга. Из колоды советников вынимают пять карт и выкладывают в центр стола, а остальные убирают в коробку – в текущей партии они не понадобятся. Колоду сооружений кладут так же в центр стола, и каждый берет на руку по пять карт. Если они не нравятся, одну или несколько можно сбросить и набрать новые, но только один раз.
Жетон первого игрока получает тот, кто последним играл в «Master of Orion» на компьютере (да, эта настольная игра в первую очередь предназначена для фанатов).
Основные понятия
- Первый игрок. С него начинается ход и разыгрывание всех действий. В конце раунда жетон первого игрока передается против часовой стрелки.
- Карты игрока. Ими считаются только те, что лежат на столе, то есть готовые строения и нанятые советники.
- Система. Строения объединяются в системы (до четырех систем до пяти карт в каждой). Карты в них кладутся одна на другую, со смещением вниз. Та, что лежит наверху, считается рабочей картой, и только ее эффекты вы можете применять.
- Сброс карт. Колода сброса лежит рядом с основной, но лицом вверх. Сброс можно просматривать в любое время, не меняя порядка.
- Получение и расход ресурсов. При получении ресурса кубик передвигается по шкале вправо, до предела в 9 (излишки сгорают). При трате – влево, до предела в 0. Нельзя потратить больше, чем есть. Источники ресурсов: карты построек, действия эксплуатации, эффекты карт, торговля. Расход: строительство, оплата эффектов, атака и опять же торговля.
- Лояльность. Показатель поддержки народом своего лидера. Понижается при высокой мобилизации, втягивании расы в вооруженный конфликт и при срабатывании некоторых эффектов. Повышается при низкой мобилизации, хорошей пропаганде и эффектах с соответствующим действием.
- При лояльности ниже –6 пропадает возможность строить и активировать некоторые карты. Если кто-то завершает раунд с лояльностью 0 или ниже, игра заканчивается. Положительный баланс лояльности в конце игры прибавляется к остальным заработанным очкам.
- Победные очки. Зарабатывают успешными атаками и сработавшими эффектами и отмечаются на соответствующем счетчике на поле. Если счет переваливает за 50 или 100, то это отмечают соответствующим жетоном.
Ход игры
Игра продолжается 8 раундов, каждый из которых состоит из 3 фаз. В ряде случаев она может завершиться и раньше.
Начало раунда
- Участники получают ресурсы (столько, сколько изображено на верхней карте его систем) и двигают кубик по счетчику ресурсов до предела в последнюю отметку.
- Определяется уровень мобилизации, то есть то, сколько действий цивилизация сможет совершить на этом ходу с учетом бонусов и штрафов. Чтобы его узнать, смотрят, в ячейке под каким номером стоит крайний правый кубик в строке ресурсов:
- 7–9 – высокий: необходимо взять 5 кубиков из резерва, а лояльность снизить на 1;
- 4–6 – средний: взять 4 кубика из резерва;
- 1–3 – низкий: взять 3 кубика и одну карту, увеличить лояльность на 1.
Все полученные кубики кладутся на планшеты в область доступных действий; не бойтесь ничего перепутать – под таблицей ресурсов есть подсказки;
- Игроки поочередно, начиная с первого, активируют эффекты, помеченные как «В начале раунда».
Действия
Поочередно игроки выполняют по одному действию, пока не сделают все, что планировали. Количество действий ограничено числом доступных кубиков – всех их необходимо потратить. Кубики кладутся в соответствующую ячейку на карте или планшете.
- Строительство. Карта с руки выкладывается на стол поверх уже существующей системы или начиная новую и оплачивается ресурсами (действует система скидок при активации определенных эффектов!). Если она ложится на карту с кубиком, то кубик убирается в резерв.
- Эксплуатация. С руки сбрасывается одна карта, тем самым активируя ее эффект (пиктограмма в левом нижнем углу). Обычно это получение ресурсов, зависящих от цвета карточки.
- Исследование. Две верхние карты из колоды отправляются вам в руку.
- Активация. Для активации рабочей карты кладется кубик в ячейку с буквой А на ней, после чего срабатывает написанный под рисунком текст. Если кубик уже лежит, повторная активация невозможна. В ряде случае придется доплатить еще и ресурсами.
- Атака. В зависимости от количества игроков можно атаковать каждого из соседей по галактике от одного до трех раз за раунд, положив на его планшет свой кубик. Это допустимо, только флотов у вас не меньше, чем у него. В результате у атакованного падает лояльность на 1, а у атакующий получает два победных очка.
- Торговля. Можно меняться с другим участником ресурсами по курсу, обозначенному на планшете.
- Пропаганда. Единожды в раунд ее применение дает +3 очка лояльности.
- Сделка. С руки сбрасывается три карты, взамен берете со стола любого советника. Нельзя взять второго, но можно поменять, вернув старого на место.
Конец раунда
Партия закончена, если:
- прошло 8 раундов;
- у одного или более игроков лояльность упала до 0 или ниже;
- хотя бы один игрок построил 4 системы по 5 карт.
Завершение партии
Если срабатывает одно из условий завершения игры, то партия заканчивается. После этого подсчитывают победные очки каждой цивилизации: отмеченные на поле со счетчиком плюс лояльность (даже отрицательная) плюс сумма очков на всех построенных сооружениях. Побеждает тот, у кого больше очков. При одинаковой сумме соперники сравнивают, у кого больше ресурсов. Возможна и ничья.
Нюансы
Текст на планшетах приоритетнее текста основных правил. Текст на картах главнее текста на планшетах и в правилах.
Если вы играете первый раз, то стоит всем взять людей, а карты советников не использовать вовсе. У каждого советника есть особые свойства, и надо уметь грамотно ими воспользоваться.
Различные эффекты срабатывают во время различных фаз хода, о чем написано на самих картах. Учитывайте это при планировании своих действий. Если одновременно срабатывают несколько эффектов, то участник сам решает, в каком порядке.
Базовая стратегия: потратить первые ходы на максимальное развитие своей цивилизации, создавая надежный тыл, а не бросаться рвать соседей по галактике на сотни маленьких булрати.
Видеообзор
Кому понравится
В «Master of Orion» играть понравится тем, кто любит одновременно стратегические и динамичные настолки – партия рассчитана на 30-40 минут. Несмотря на кажущиеся большими и пространными правила, они довольно четкие и однозначные и осваиваются очень быстро. «Интерфейс» на планшетах и карточках очень удобный и интуитивно понятный.
Также приобрести стоит поклонникам компьютерной версии «Master of Orion». Это издание не от их создателей, а от российских разработчиков, но сделано очень близко к тексту.
Похожие игры
- Борьба за галактику («Race for the Galaxy»)
- Покорение Марса (Terraforming Mars)
- The New Era
- Инновация (Innovation)
- Deus
- Настольная игра “Серп” (Scythe)
- Маджонг (mahjong) – поединок в восточном стиле
- Warhammer 40000: правила, игровая механика
- Настольная игра Цолькин: Календарь Майя (Tzolk’in: The Mayan Calendar) – черепа среди шестеренок
Приятной игры!
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен, группы Вконтакте, Одноклассники,Фейсбук, Твиттер
Ставьте звездочки и пишите комментарии к статьям! Этим вы нас мотивируете к дальнейшей работе :)